Елисейские Поля (Avenue Champs-Élysées)
Главная улица современного Парижа, находящаяся в VIII округе, простирается от площади Согласия до площади Шарля де Голля (Звезды).
Вплоть до начала XVII в. на месте современного проспекта находилось заболоченное пространство старого русла Сены. В начале XVII в. по приказу Марии Медичи от сада Тюильри, находившегося на западной границе города, проложили аллею вдоль Сены, которая получила название Кур де ла Рен (Аллея Королевы). После осушения болот в 1667 г. А.Ленотр продолжил центральную аллею сада Тюильри широким бульваром, обсаженным вязами (ныне здесь проходят Елисейские Поля). Он заканчивался перекрестком на месте современной площади Рон-Пуэн, от которого к Кур де ла Рен были проложены еще две аллеи, одна из которых носила название аллеи Вдов, ибо она посещалась одинокими дамами, которые искали мужской компании в надежде некоторого вознаграждения. Треугольное пространство между аллеями в начале XVIII в. получило название Елисейских Полей.
Описание Парижа 1717 г. характеризовало Елисейские Поля как «обширное пространство, засаженное высокими деревьями, которые образуют несколько аллей различной ширины, в которых удобно прогуливаться в каретах». Только во второй половине XVIII века аллея, находившаяся на главной оси сада Тюильри, продолженная до холма Руль (позже – площадь Звезды), получила название Елисейских Полей и начала застраиваться. Проспект приобрел современный вид во времена Второй империи, когда Париж перестраивался по плану барона Османа.
Царь Пётр I присутствовал 5 (16) июня 1717 г. на смотре королевских войск, который проходил на аллеях Елисейских Полей. Очевидец оставил следующее описание этого события:
«Царь выразил желание видеть королевские войска. Регент отдал приказ жандармам, легкой кавалерии, мушкетерам, а также французской и швейцарской гвардии собраться 16-го после обеда. Для смотра была выбрана большая аллея Елисейских Полей. Французские и швейцарские гвардейцы были выстроены в пять линий от начала этой аллеи до барьера, который её отделяет от аллеи Руль. Кавалерия выстроилась в четыре линии от этого барьера до Звезды. Принц де Роган-Субиз был во главе жандармов, герцог де Шольн и его сын стояли во главе легкой кавалерии. Господин д’Артаньян командовал серыми мушкетерами, а господин Кандийяк – черными. Герцог дю Мэн и герцог де Гиш были на лошадях. Царь прибыл в половине четвертого в начало аллей Елисейских Полей. Ему и его свите подали королевских лошадей. Герцог Орлеанский тоже был на коне в окружении придворных. Царь в сопровождении регента быстро проскакал перед первой линией и стал наблюдать строевые упражнения пехоты. Однако облака пыли, поднятые каретами, лошадьми и бесчисленным множеством народа, создали неудобство для монарха, и он был вынужден удалиться, так и не увидев прохода прекрасных войск».
В литературной мистификации второй половины XVIII века приводится оценка Петром I французских войск, якобы записанная со слов современника: «Я видел нарядных кукол, а не солдат. Они ружьем финтуют, а в марше только танцуют».