Палаты В. Ф. Нарышкина – пастора Э. Глюка – графа С. Л. Владиславича-Рагузинского
При царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче на этом месте стоял огромный каменный дом Давида Рутца, торгового резидента датского короля. Рутц приобрёл двор в 1628-м и покинул его в 1652 году, когда большинству московских иноземцев было указано переселяться в Немецкую слободу. После изъятия в казну двор стал посольским. В 1680-х гг. владение перешло к родственнику Петра I стольнику Василию Фёдоровичу Нарышкину, двоюродному брату царицы Наталии Кирилловны, матери Петра I. С именем Нарышкина связывают новую постройку (или перестройку) палат.
Двухэтажные палаты Нарышкина сохранились во всем объёме. Первый этаж поначалу не имел окон на улицу. Во двор вела сохранившаяся проездная арка по центру фасада. По сторонам арки тянулсь анфилады в три сводчатых помещения с каждой стороны. Второй этаж был распланирован как единая анфилада из восьми помещений. На дворовом фасаде советские реставраторы воссоздали декор трех окон парадной палаты с белокаменными наличниками.
После смерти в 1702 г. бездетного В.Ф. Нарышкина палаты вновь стали посольскими. В 1705 г. по указу Петра I двор и палаты были отданы под Школу пастора Глюка.
Эрнст Глюк (1654–1705) – саксонец, протестантский пастор, служивший в Лифляндии. В ходе Северной войны, в 1702 г. при захвате Мариенбурга (ныне г. Алуксне в Латвии) войсками Петра I, попал в плен. Вместе с ним была пленена его служанка Марта Скавронская, ставшая со временем женой Петра I, а позднее - императрицей Екатериной I. Пётр направил Глюка в Москву для устройства переводческой школы. Глюк скончался в 1705 году, когда Школа разместилась в бывших палатах Нарышкина.
Школа предназначалась для добровольного обучения боярских, дворянских и купеческих детей – будущих дипломатов Посольского приказа. В ней преподавались греческий, латинский, еврейский, итальянский, французский, немецкий, арабский и иные языки; философия, история, география, арифметика, риторика, каллиграфия, танцы, верховая езда. В 1707 г. в здании случился пожар, после которого школа была переведена на Ильинку, в помещение Новгородского подворья. Пострадавшие от огня палаты на Маросейке Пётр I в 1708 г. пожаловал своему сподвижнику С.Л. Владиславичу-Рагузинскому.
Савва Лукич Владиславич-Рагузинский (ок. 1670-1738) – серб из рода боснийских князей, купец, резидент России в Константинополе, граф (1725), советник Петра I по турецким и балканским делам. Выполнял дипломатические поручения в Молдавии, Черногории, Риме, Венеции, Китае. В 1706 г. приобрел на Стамбульском рынке арапчонка, ставшего прадедом А. С. Пушкина. Рагузинский перестроил обгоревший дом, возвёл над ним третий, возможно деревянный этаж и заново оформил парадную палату. Фасад перестроенных палат запечатлён на чертеже начала XVIII в., хранящемся в Национальном музее Швеции в Стокгольме.
В 1718 г., когда Рагузинский находился в Венеции, его дом был временно отдан для постоя посольству гетмана объединенного войска Запорожского обоих берегов Днепра Ивана Скоропадского.
После наследника Саввы Лукича графа Ефима Ивановича Владиславича домом владел князь Матвей Дмитриевич Кантемир – сын молдавского господаря, принявшего российское подданство Дмитрия Кантемира. При Кантемире здание было перестроено в формах зрелого барокко. В 1825 г. дом перешёл в ведение Человеколюбивого общества и при перестройке в 1832-1833 гг. принял ампирный облик. В советские годы бывшие палаты стали многоквартирным жилым домом.
Несколько лет назад здание – памятник федерального значения – было расселено и долго пустовало, только сводчатые помещения первого этажа сдавались для торговли. В 2018 г. передано в частную собственность. Подготовлен проект реставрации, которым предусмотрены, в частности, восстановление части окон XVII в. и фрагментов дворовых фасадов начала XVIII в.