Свято-Троицкая Александро-Невская лавра
Комплекс памятников Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры включает:
- Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
- Церковь прав. Лазаря в Александро-Невской Лавре
Александро-Невская лавра – православный мужской монастырь в восточной оконечности Невского проспекта. Место для его строительства Пётр I вместе со своими сподвижниками осматривал в 1710 г. Архимандрит Феодосий (Яновский), назначенный в 1712 г. игуменом будущей обители, на месте, выбранном царем, воздвиг два креста. Петр задумал строительство монастыря на землях, отвоеванных у шведов, в разгар Северной войны (1700–1721). Посвящение монастыря Александру Ярославичу Невскому связано с тем, что именно в этом месте, как тогда считалось, князь в 1240 г. одержал победу над шведами.
Первая деревянная Благовещенская церковь на левом берегу Черной речки (позднее – Монастырки) была освящена 25 марта (5 апреля) 1713 г. в присутствии Петра I. Строительство на правом берегу каменной Благовещенской церкви началось в июле 1717 г. по проекту Доменико Трезини и было продолжено архитектором Теодором Швертфегером, который осуществил внутреннюю отделку здания, завершенную к 1725 г. Вокруг этой церкви, сооруженной в барочных формах, постепенно сформировался весь архитектурный ансамбль монастыря.
Благовещенский храм изначально задумывался как усыпальница, предназначенная для особо значительных лиц. 22 октября (2 ноября) 1723 г. там были погребены царица Прасковья Федоровна, вдова царя Ивана Алексеевича, единокровного брата Петра, в 1836 г. – сподвижник Петра генерал-прокурор Сената граф П.И.Ягужинский, в 1738 г. – дипломат и советник Петра граф С.Л.Владиславич-Рагузинский.
Строительство Лазаревской церкви-усыпальницы было связано с погребением в монастыре царевны Натальи Алексеевны, скончавшейся в 1716 г. Царь в это время находился за границей и распорядился не хоронить любимую сестру до своего возвращения. В 1718 г. рядом над могилой царевны Натальи Алексеевны была поставлена небольшая каменная «палатка», освященная во имя прав. Лазаря, в том же году там был погребен лейб-медик Роберт Арескин. В 1719 г. в Лазаревской церкви-усыпальнице упокоился петровский генерал-фельдмаршал граф Б.П.Шереметев и проживший всего два года царевич Петр Петрович, который с февраля 1718 г. считался наследником престола, в 1720 г. – сподвижники Петра князь Я.Ф.Долгоруков, дипломат и военачальник, и генерал русской службы лютеранин А.А.Вейде, в 1723 г. – петровский дипломат князь Г.Ф.Долгоруков. В том же году прах царевны Натальи Алексеевны и царевича Петра Петровича был перенесен из Лазаревской в Благовещенскую церковь. Капитально перестраивалась Лазаревская церковь в 1835–1836 гг. архитектором Л.Я.Тибленом.
Петр I регулярно посещал монастырь и его храмы. К приездам царя в обители обычно устраивалась иллюминация, царя встречали пальбой из пушек.
В мае 1723 г. в монастыре проходили торжества, связанные с перевозом из Москвы в Санкт-Петербург «дедушки русского флота» – ботика Петра I. Однако важнейшим событием в истории обители петровского периода был перенос туда мощей Александра Невского из Рождественского монастыря во Владимире. 30 августа (10 сентября) 1724 г. в 5 часов утра тремя выстрелами с Петропавловской крепости столица была оповещена о предстоящем торжестве. По этому сигналу Невский флот в полном составе пошел по направлению, откуда на галере должны были прибыть мощи. Царь встречал их в Усть-Ижоре, у места Невской битвы, и, по сохранившимся рассказам, сам стал у руля галеры. Помещенные в специальный ковчег останки князя были встречены на берегу Невы, у монастыря, духовенством, войсками и народом, перенесены государем и сановниками в Благовещенскую церковь, тогда же во имя Александра Невского была освящена церковь в верхнем этаже здания.
В царствование Елизаветы Петровны для мощей Александра Невского русскими и иностранными мастерами ювелирного искусства была изготовлена большая в формах барокко большая рака – выдающееся произведение русского декоративно-прикладного искусства, выполненная из серебра весом в 1,5 тонны.
Закладка в монастыре соборного Троицкого храма по проекту архитектора Теодора Швертфегера состоялась 17 (28) июня 1722 г. Собор был в основном достроили к 1731 г., однако из-за образовавшихся в сводах трещин здание было велено разобрать. Ныне существующее здание в стиле раннего классицизма выстроено при Екатерине II по проекту И.Е.Старова. Собор освятили в 1790 г. 30 августа (10 сентября), в тот же день из Благовещенской церкви в освященный Троицкий собор перенесли раку Александра Невского.
В 1797 г., в царствование Павла I, Александро-Невский монастырь получил статус лавры. Благодаря покровительству монархов и членов их семей монастырь столицы стал одним из богатейших в государстве.
К началу революции в Росси, в феврале 1917 г. численность монастырской братии составляла 113 человек. С 1918 г. началась конфискация монастырских зданий. Троицкий собор, закрытый в 1932 г., был возвращен РПЦ только через двадцать три года. В 1922 г. в ходе кампании по изъятию церковных ценностей была вскрыта рака Александра Невского, его мощи передали в фонды Государственного музея религии и атеизма, а серебряная рака поступила в Государственный Эрмитаж. Монастырь продолжал действовать до 18 февраля 1932 г., когда в Ленинграде были арестованы все монахи. В 1930-х годах в Александро-Невской лавре был создан «Музей-некрополь» (позднее – Государственный музей городской скульптуры).
В 1957 г. в Троицком соборе, ставшем приходским, были возобновлены богослужения, в 1989 г. в него вернулись мощи Александра Невского.
Возрождение монашеской жизни в стенах лавры началось в 1996 г. Окончательная передача епархии всех зданий, находящихся на территории лавры, состоялась 18 апреля 2000 г. В настоящее время лавра является резиденцией митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского.
Памятник великому князю Александру Невскому (скульптор В.Г.Козенюк, арх. В.В.Попов), который считается небесным покровителем Санкт-Петербургу, установлен 9 мая 2002 г. перед входом в Лавру, на площади, которая носит его имя. На одном из барельефов, установленных на постаменте, выполненном по эскизам скульптора А.А.Пальмина, изображен момент передачи Петром I обители мощей святого благоверного князя.