Петергоф
Комплекс памятников Петергофа включает:
- Большой Петергофский дворец
- Дворец «Монплезир» в Петергофе
- Дворец «Марли» в Петергофе
- Павильон «Эрмитаж» в Петергофе
- Верхний сад в Петергофе
- Нижний парк в Петергофе
- Фонтанная система Петергофа
- Памятник Петру I в Нижнем парке Петергофа
- Памятник «Петр I целует Людовика XV»
Петергоф ведет свою историю с первого десятилетия XVIII в., когда на южном берегу Финского залива, примерно в 40 км от Санкт-Петербурга, в местечке, именовавшемся Поповой мызой, по воле Петра I началось сооружение каменных Верхних палат. В создании царской резиденции принимали участие иностранные зодчие – итальянец Ф. Фонтана, немец И.Ф. Браунштейн, француз Ж.-Б. Леблон. Возле палат был разбит большой регулярный сад со строгой симметрией плана, фигурной стрижкой деревьев, скульптурными украшениями. Окончательная его планировка, включавшая водоемы, была завершена в 1724 г. и не изменилась до настоящего времени. Основным украшением Верхнего сада служат пять фонтанов.
В 1749–1751 гг. Верхние палаты были полностью перестроены по проекту Ф.Б. Растрелли и стали называться Большим Петергофским дворцом. Отделкой интерьеров в 1760-е–1770-е гг. занимались архитекторы Ж.-Б. Валлен-Деламот и в Ю.М. Фельтен.
Нижний парк разбит в 1710–1724 гг. и реконструирован в 1730–1740-х гг. В его создании в петровское время участвовали архитекторы И.Ф. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти, но документы свидетельствуют, что именно Петру I принадлежит идея использования контрастного рельефа побережья для разбивки Нижнего парка и Верхнего сада, Большого каскада и канала.
Большой канал прорыли в 1714 г. Он соединил место, намеченное для устройства Большого каскада, с морем. Весной 1715 г. приступили к сооружению гротов и террас Большого каскада. В 1719-1725 гг. итальянский архитектор Н. Микетти занимался проектированием и устройством фонтанов и каскадов. Вопрос о снабжении фонтанов водой был решен Петром I, обратившим внимание на мощные подземные источники на склоне Ропшинской возвышенности, расположенной в 22 км к югу от Петергофа. Родилась идея водовода, по которому вода течет от Ропши к Петергофу самотеком, за счет значительной разницы в высоте местности. Был прорыт канал, по которому вода устремилась к Петергофу. 8 (19) августа 1721 г. Петр I и Карл Фридрих, герцог Голштейн-Готторпский, будущий муж цесаревны Анны Петровны, «пустили воду» в канал к Петергофу.
Дворец «Монплезир» (фр. mon plaisir — мое удовольствие) начали строить в 1714 г. сначала под руководством Браунштейна, а с 1717 г. – Леблона, соорудившего одноэтажные остекленные галереи, соединившие центральный объем здания с боковыми павильончиками. Сад перед дворцом был устроен по чертежу самого Петра. Фонтан «Сноп» и четыре фонтана-клоша» (колокола) появились в 1721–1723 гг. Тогда же в саду установили «диванчики» — фонтаны-шутихи. Царь любил «Монплезир» и нередко останавливался в нем еще до окончания строительных работ. Дворец соответствовал его представлениям о совершенном жилище просвещенного человека. Здесь встречались сподвижники Петра, проходили ассамблеи, парадные приемы. В 1725 г. Екатерина I торжественно принимала там первых членов Петербургской академии наук, учрежденной указом Петра 28 января (8 февраля) 1724 г. С середины XVIII в. «Монплезир» стал восприниматься как cвоего рода петровский мемориал.
В западной части Нижнего парка стоит дворец, который первоначально именовался «малыми палатами», а с середины XVIII в. стал называться «Марли». Название связывали с воспоминаниями о посещении Петром в 1717 г. Версаля, неподалеку от которого, на берегу Сены, находилась усадьба Людовика XIV Марли-ле-Руа. Дворец начали возводить в 1720 г. по проекту И.Ф. Браунштейна. Рядом с дворцом вырыли пруды, отделку здания завершили к 1723 г. Дворец предназначался для проживания «знатных особ». После кончины Петра он некоторое время являлся резиденцией герцога Голштейн-Готторпского и его супруги – родителей будущего императора Петра III. Во дворце останавливался французский посланник в России Vаркиз де ла Шетарди, способствовавший воцарению дочери Петра I Елизаветы. Марли сохранялся как мемориал Петра Великого, с его личной одеждой, мебелью и посудой, до конца XIX в., когда обветшавшее здание было полностью разобрано и построено на новом укрепленном фундаменте в прежнем виде.
Павильон «Эрмитаж» (фр. ermitage — хижина пустынника), предназначенный для свиданий и встреч в интимном кругу стал образцом для многочисленных «эрмитажей» в усадьбах XVIII в. Он построен в 1721—1723 гг. архитектором И.Ф. Браунштейном и представляет собой небольшое прямоугольное в плане двухэтажное здание, весь верхний этаж которого занят залом для приемов. В центре помещения — стол с приборами на 14 персон, средняя часть которого может опускаться для сервировки на первый этаж. Таким образом во время обходились без присутствия слуг. Гости поднимались на второй этаж при помощи подъемного стула (лестница устроена в конце XVIII в.). В нижнем этаже находились вестибюль, кухня и помещение для подъемного механизма. Вокруг «Эрмитажа» был сооружен ров с разводным мостом.
Главной достопримечательностью Петергофа является система водоснабжения фонтанов, заложенная Петром I, действует до настоящего времени. В 1841–1874 гг. она была реконструирована. Общая длина водопроводящих каналов составляет 40 км, по ним вода поступает в 18 прудов-накопителей. Для регулирования потока воды построено 22 шлюза. От верхних прудов вода по подземным трубам поступает к четырем группам фонтанов и каскадов Нижнего парка. Всего в Нижнем парке 4 каскада и 65 фонтанов, многие из которых устроены в петровское время. Большой каскад в основных чертах сохраняет композицию, сложившуюся при Петре I. Марлинский каскад («Золотая гора») приведен в действие еще в 1723 г., но его облик позже был значительно изменен. Фонтан «Самсон», напоминающий о Полтавском сражении 27 июня (8 июля) 1709 г., в день святого Сампсония, впервые появился в 1734 г. Скульптуру из позолоченного свинца изваял К.Б. Растрелли. Этот главный элемент композиции Большого каскада усилил его значение памятника, посвященного выходу России на морские просторы. Увеличение числа фонтанов и изменение облика старых сооружений проходило в течение XVIII–XIX вв.
В 1918 г. дворцы и парки Петергофа стали музеем-заповедником. В годы Великой Отечественной войны дворцово-парковому ансамблю был нанесен колоссальный ущерб. Немецкие войска находились здесь с 21 сентября 1941 по 19 января 1944 г. За это время были разрушены каскады, вышли из строя подземные водоводные системы, часть каналов, шлюзы. В Нижнем парке вырублены вековые деревья, территория заминирована, искорежена рвами, блиндажами, дотами, опутана колючей проволокой. Однако уже 17 июня 1945 г. Нижний парк открылся для посетителей. В следующем году вошли в строй первые 38 водометов. 14 сентября 1947 г. поднялся 20-метровый водяной столп над статуей Самсона, похищенной оккупантами и воссозданной скульптором В.Л. Симоновым.
Первым из дворцов Петергофа, пострадавших в годы Великой Отечественной войны, был восстановлен «Эрмитаж», который открыли для посетителей в 1952 г. В 2009 г. удалось завершить реставрацию уникального подъемного стола. Фасады Большого Петегофского дворца были восстановлены к 1958 г. Сейчас открыто для обозрения около 20 интерьеров.
Скульптура создателя Петергофа Петра I установлена на высоком гранитном постаменте на пересечении Марлинской и Монплезирской аллей. Памятник, отлитый в бронзе по модели скульптора М.М. Антокольского, открыт 8 (20) мая 1884 г. В годы Великой Отечественной войны статуя была похищена оккупантами. Новая скульптура отлита по авторской модели и установлена в 1957 г.
Открытие в Нижнем парке памятника «Петр I целует Людовика XV» было приурочено к официальному визиту в Россию в 1902 г. президента Франции Эмиля Лубе. Тогда сочли уместным напомнить о визите Петра I в Париж, который состоялся 26 апреля (7 мая)–9 (20) июня 1717 г. Королю Франции Людовику XV в это время было всего семь лет. Существует легенда, будто царь при встрече взял Людовика XV на руки, сказав при этом царю: «Всю Францию на себе несу». Скульптура, изображающая царя с юным королем Франции на руках, была показана скульптором Л.А. Бернштамом на Парижской выставке 1900 г. Ее бронзовую отливку в 1902 г. установили недалеко от петергофской Купеческой гавани. В 1920-е гг. памятник был перенесен на площадку перед каскадом «Шахматная гора», а в годы войны — уничтожен. К 300-летию Петергофа приняли решение восстановить памятник и установить вблизи дворца «Марли». Моделирование для отливки в бронзе проводилось по старым фотографиям и подлинной авторской гипсовой модели скульптуры, сохранившейся в фондах ГМЗ «Петергоф». Работу выполнил скульптор Н.А. Карлыханов.
Петергоф вместе с рядом других памятников Санкт-Петербурга образует единый комплексный объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.